Иду в детский сад

Иду в детский сад

Для того, чтобы ребенок успешно пошел в детский сад, чувствовал себя там уютно, комфортно и в безопасности, не только медицинские работники и педагоги, воспитатели, но и вы сами должны приложить некоторые усилия. Прежде всего, необходимо правильно подготовить ребенка к новым для него микросоциальным условиям.

Если вы планируете отдать малыша в сад, то должны заранее позаботиться, чтобы он был в срок привит против всех управляемых инфекций. Согласно национальному календарю профилактических прививок, ребенок к 1 году должен иметь вакцинацию против туберкулеза, гепатита В, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, паротита. О существующих вакцинах дополнительного выбора поинтересуйтесь у вашего участкового врача.

До поступления в детский сад ребенок должен быть осмотрен врачами-специалистами, чтобы было время назначить дополнительные исследования или лечение, дать рекомендации по оздоровлению в условиях ДОУ.

Но вот ваш малыш прошел все подготовительные этапы и на первый взгляд готов к поступлению в детский сад.
Если вдуматься, стресс, переживаемый ребенком в период привыкания к детскому саду, сравним с тем, что испытывает взрослый, вырванный из привычной обстановки и попавший на незнакомый остров, где все окружающее – чужое. Это чувство безысходности.

Новые люди, обстановка, питание, правила игры – все не так, как раньше! И, главное, нет рядом близких, родных людей, нет мамы. В этой обстановке очень важно, чтобы малыш сумел перестроиться, приспособиться к новым условиям и пройти этот период с наименьшим ущербом для себя.

Речь идет о течении периода адаптации. Попробуем разобраться с понятием "стресс". Мы привыкли называть стрессом любое чрезмерное неприятное событие, связанное в основном с отрицательными переживаниями. На самом деле, по определению физиологов, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований". Сила стресса зависит от того, насколько нужно перестраиваться.

Первые дни пребывания ребенка в детском саду могут вызвать негативные эмоции. Но чтобы они не переросли дистресс (состояние безысходности, когда организм не может перестроиться), малышу надо помочь. Прежде всего, еще задолго до первых походов в сад малышу нужно обязательно хорошенько растолковать, почему он идет в детский сад. Вовсе не потому, что там очень классно и безумно здорово. Может в реальности все окажется совсем по другому – не обрекайте своего человечка на тяжелейшие испытания связанные с разочарованием. В жизни и так это бывает слишком часто. Скажите правду: в детский сад ребята идут, когда мамам нужно выходить на работу. Пока дети совсем маленькие, мамам можно сидеть дома, когда ребятишки подрастают, мамы выходят на работу, а малыши идут в садик. Заранее покажите ребенку здание сада, пусть кроха знает, что скоро он будет в него ходить. Посмотрите, как играют дети на прогулке – приучайте малыша к мысли, что он тоже будет здесь гулять и играть.
Терпеливо отвечайте на различные вопросы ребенка о садовской жизни: "А где детки в саду спят?", "А у них есть игрушки? А кто кормит их обедом? А кто укладывает их спать?" и др. Чем больше у малыша такой информации, хотя бы приблизительной, тем легче ему будет привыкать к саду.
И еще один маленький, но очень важный момент: даже если вы на самом деле не в восторге от мысли, что скоро малышу придется идти в сад, постарайтесь не обсуждать при нем этот вопрос со своими родственниками или друзьями. Неоднократно слушая ваши эмоциональные негативные возгласы, ребенок придет к мысли, что сад – это плохо, и он в какой-то степени сочтет вас предателем по отношению к нему, раз вы его оставляете в этом "плохом" садике.

Главная проблема адаптации состоит в том, что в саду нет мамы. В некоторых случаях, если адаптация протекает тяжело, в первые дни (недели) разрешается присутствие мамы в группе или на прогулке. Однако зачастую это лишь усугубляет ситуацию: приучив малыша к тому, что мама и здесь всегда рядом, вы сделаете еще более трудным процесс "отвыкания от мамы". Поэтому лучше постепенно увеличивать время пребывания ребенка в саду, начав с 1-2 часов. Желательно, чтобы мама в первые дни, по возможности, находилась где-то неподалеку, чтобы воспитательница могла быстро ее найти в случае негативной реакции ребенка (истерики). Ведь первая реакция непредсказуема, и бывает, что несколько первых дней малыш с интересом воспринимает походы в сад, и лишь потом понимает, что это не игра и так теперь будет каждый день. Ребенок замыкается либо беспрерывно плачет, никого к себе не подпуская – ни детей, ни воспитателей. На следующее утро уже сложнее уговорить его идти в сад. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями родителей – предложите это сделать на родительском собрании воспитателю. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и не так будет тосковать по дому.

Кроме психологических существует ряд более прозаических проблем. Важно, чтобы ребенок был физически готов к детскому саду, обладал определенными навыками (самостоятельно ел, садился на горшок и т.д.). Необходимо заранее начать закаливающие процедуры, укрепляющие иммунитет (посоветует участковый врач). Надо ознакомиться с режимом детского сада, особенностями питания и придерживаться таких требований дома.

В саду еда, конечно, отличается от домашней. Вовсе не тем, что она хуже – она просто другая. Новые блюда, непривычное сочетание знакомых продуктов – это тоже отчасти стресс. Малыш должен приучаться есть самостоятельно, поскольку даже у самой прекрасной воспитательницы или няни не хватит сил и времени накормить с ложки 15-20 человек. Часто бывает, что ребенок, привыкший есть дома не торопясь ("за маму", "за папу" и т.д.), неожиданно оказывается в ситуации, когда его никто ни о чем не просит, еда просто появляется на столе, а через некоторое время убирается. Ребенок не понимает, почему ему не дали доесть и плачет. Поэтому дома нужно заранее растолковать ему, как происходит трапеза в детском саду, почему нельзя бесконечно сидеть за столом и тренироваться дома есть самостоятельно, красиво и в разумных временных пределах.

В периоде адаптации ребенок не должен испытывать сильных эмоциональных переживаний. В это время рекомендуется не проводить травмирующих процедур (прививки, стрижка волос, ногтей, лечение зубов и т.д.) не вводить новых блюд в домашнем рационе. Надо позаботиться об этом накануне.

В первые дни посещения сада у малыша страдают все органы и системы, они перестраиваются и приспосабливаются к новым требованиям, к новым условиям существования. Проявиться это может частыми заболеваниями либо в виде невротических реакций. Кстати, специалисты утверждают, что частые болезни малыша, который начал посещать детский сад, наблюдаются вовсе не из-за того, что в саду полно микробов (их там не больше и не меньше чем везде), а именно из-за того, что так организм ребенка реагирует на смену обстановки (стресс), что как следствие снижает иммунитет. Это называется психосоматикой. Ребенок в периоде адаптации может стать капризным, агрессивным, либо наоборот замкнутым, утратить гигиенические навыки. Важно не ругать, не наказывать ребенка, создать в семье спокойную, благоприятную обстановку.

По длительности адаптация бывает легкой степени – до 32 дней, средней тяжести – до 2 мес., тяжелая – 6-12 месяцев.

Учащенная заболеваемость вирусными инфекциями, возможно с осложненным течением, развитие невротических реакций в виде тиков, энуреза требуют обязательной консультации специалистов.

Рекомендуется обязательно выполнять назначения педиатра, невролога, других врачей на период адаптации (адаптогены растительного происхождения, седативные препараты, витамины, расслабляющий массаж). Рекомендуется усилить питьевой режим дома, удлинить дневной сон в выходные дни.

Педагогами, психологом, мед. работником детского сада контроль за течением адаптации проводится с первых дней пребывания в детском саду. Надо интересоваться у воспитателя, как ведет себя малыш, как чувствует себя после ухода мамы. При первых же признаках начинающейся болезни рекомендуется подержать ребенка дома, не дать развиться заболеванию, т.к. оно может проявиться на фоне переживаний сильнее, чем обычно.

Задача детского сада:

  • Развитие и закрепление первичных навыков самообслуживания;
  • Формирование с ранних лет установки на здоровый образ жизни;
  • Социализация ребенка, развитие навыков общения с окружающим миром;
  • Расширение кругозора через образовательные программы, развитие познавательных функций;
  • Формирование мотивации к школьному обучению;
  • Подготовка к усвоению школьной программы;
  • Воспитание и закаливание с целью гармоничного развития личности во всех сферах жизнедеятельности;

Помните: как бы безумно вы ни любили дитя, высшее проявление любви – способность отпустить его от себя, дать возможность жить собственной жизнью человека среди себе подобных.