Памятка родителям и педагогам
Ребенок пошел в школу. Позади предшкольная cуета. А забот у родителей было немало: и ранец, и форму приобрести, и много других нужных мелочей. «Ну вот ты и стал взрослым», — с улыбкой говорит сыну мама. Действительно, ребенок и сам почувствовал, как резко изменился весь уклад его жизни: появились новые важные обязанности, возросли требования к нему. Он привык воспринимать и усваивать в основном информацию сообразно своему возрасту, имеющую главным образом положительную эмоциональную окраску. В школе же он получает так называемую обязательную информацию, которая диктуется школьной программой. И это существенно меняет его взаимоотношение с окружающим миром.
К сожалению, некоторые первоклассники трудно перестраиваются и приспосабливаются к новому ритму жизни. Если не следить за этим и не помогать, они начинают систематически нарушать режим дня, не отдыхают после школы, поздно ложатся спать, а утром, естественно, с трудом просыпаются, без завтрака уходят в школу. Иногда по нескольку раз переписывают небрежно сделанные домашние задания и из-за этого подолгу делают уроки. И тут очень многое зависит от внимания родителей, от того, насколько правильно они организуют режим дня ребенка и способствуют тому, чтобы первоклассник его выполнял.
Нарушения режима не проходят бесследно для здоровья ребенка.
Действительно, через несколько месяцев родители начинают замечать, что он стал раздражительным, слишком возбудимым, обидчивым, недовольным собой и окружающими, быстро утомляется, что ограничивает его работоспособность и мешает сосредоточиться. Отмечается также расстройство сна: нарушается его глубина, длительность, ребенок с трудом засыпает, просыпается среди ночи. Некоторые дети жалуются на головные боли, причем чаще во второй половине дня, когда надо делать уроки, па неприятные ощущения в сердце, сердцебиения, потливость, слабость.
Родители и педагоги, наблюдая нарушения в самочувствии и поведении школьника, не всегда придают им значение, особенно в тех случаях, когда они носят временный и невыраженный характер. Эти отклонения расцениваются часто как каприз, результат дефекта в воспитании, лень, нежелание учиться.
А мы, врачи, знаем, что это первые признаки развивающегося хронического утомления, которое на языке медиков называется астеническим синдромом (одна из форм функционального нарушения центральной нервной системы).
В зависимости от характера проявлений и выраженности симптомов условно выделяют несколько стадий развития астенического синдрома. Первая (гиперстеническая) характеризуется прежде всего раздражительностью. повышенной возбудимостью, несдержанностью, нетерпимостью. Дети обычно активны, однако их деятельность беспорядочна. Они постоянно отвлекаются, не могут сосредоточиться на каком-нибудь одном деле, малейшие неудачи легко выбивают их из колеи. Спят такие ребята беспокойно, видят много снов, засыпают с трудом, а на занятиях при ответах у доски, выполнении контрольных заданий ребенок от волнения легко смущается, краснеет.
Если не обратить внимания на такое состояние школьника, не устранить причины, вызвавшие его, заболевание может прогрессировать и перейти в следующую стадию — раздражительной слабости. Об этом свидетельствует прежде всего сочетание повышенной раздражительности и утомляемости. Вслед за бурным началом деятельности у ребенка быстро падает работоспособность. Вспышки гнева сменяются слезливостью, подавленностью.
Вывод тут ясен. Нужно строго следить за режимом труда и отдыха первоклассника. А если у него возникли даже незначительные нарушения в самочувствии и поведении, необходимо сразу же обратиться к врачу.
Могут ли возникнуть признаки астенического состояния, если ребенок соблюдает режим труда и отдыха? Дело в том, что развитию этого недуга нередко способствуют перенесенные острые инфекционные заболевания, хронические заболевания внутренних органов, травмы головного мозга и другие факторы. Очень многое, конечно, зависит от психологического климата в семье. Конфликты между родителями, их пьянство, безнадзорность ребенка могут стать со временем основной причиной проявления у него астенического состояния.
В некоторых случаях подобное состояние длится очень долго. В период обострения ребенок чрезмерно раздражителен, возбудим, обидчив, несдержан. Когда такой ученик пишет, у него (чаще, чем у остальных) наряду с грамматическими ошибками встречается много описок, пропусков букв. Он с трудом усваивает новый материал. Вялость и головные боли ограничивают его трудоспособность.
Предупредить развитие хронического утомления школьников поможет четкое соблюдение режима труда и отдыха. Главное — наладить нормальный сон. Доказано, что работоспособность школьников снижается на треть, если они спят 7—8 часов в сутки вместо необходимых 10.
Причиной развития хронического утомления нередко становится увеличение времени на приготовление домашних заданий. Кстати, для первоклассников оно не должно- превышать 45—60 минут. Планируя распорядок дня школьника, очень важно серьезно продумать, как правильнее заполнить его досуг. Следить, чтобы он обязательно гулял перед выполнением домашнего задания. К сожалению, в ущерб активному отдыху, прогулкам на свежем воздухе многие учащиеся основную часть времени проводят у телевизора.
И еще совет. Если ребенок перенес инфекционное заболевание, следует вводить обычный для него режим жизни постепенно, а не сразу. Но, конечно же, в каждом конкретном случае родители должны согласовать этот режим с врачом.
А. ЗУТЛЕР, кандидат медицинских наук.